Харьковчане за электротранспорт

ТРАНСПОРТ ХАРЬКОВА => Трамвай => Тема начата: Maксимильян от 01 Декабрь 2008, 11:29:27

Название: История
Отправлено: Maксимильян от 01 Декабрь 2008, 11:29:27
Инересный факт из истории:

В 1930-е взорвали бесценный памятник архитектуры - великолепный храм - якобы для улучшения трамвайного сообщения. Поводом полслужило то, что на крутом подъёме с переулка Короленко на улицу Пушкинскую (где трамвай ходил раньше) сошёл с рельсов вагон. Для прокладки трамвайный путей, кроме храма, снесли ещё и красивый фонтан перед зданием Городской думы и симпатичное здание биржи, что находилось в нижней части Николаевской площади (ныне площадь Конституции).

Цитата из книги "Первая столица". Автор К. Кеворкян. 2007.

Название: Re: История
Отправлено: berkut от 01 Декабрь 2008, 13:52:47
Я б сейчас для улучшения связи транспортной сети разгромил горисполком biggrin .Он только мешает.
Название: Re: История
Отправлено: Nokia от 01 Декабрь 2008, 15:04:53
это точно нас ожидает сакрощение в колличестве 500 человек!!! и так не кому работать кроме пенсионеров , о чем думают в горсовете!!!
Название: Re: История
Отправлено: MARS от 24 Февраль 2009, 17:32:24
о том как бы частников побольше пустить)) да и бабла в карман срубить)

Добавлено (23.02.2009, 21:50)
---------------------------------------------
А.Ф. Михайлик (Доцент)
 Харькову 300 Лет
 Харьковское Областное Издательство
 1958 Год
 111 Страница

Трамвайно - Троллейбусный парк ежегодно пополняется большим количеством вагонов и машин, он имеет 438 трамвайных вагонов и 72 троллейбусные машины. В 1957 году город получил еще 50 трамвайных вагонов.
 Трамваи перевозят каждый год свыше 230 миллионов человек.
 Харьковское Трамвайно - Троллейбусное управление является крупным транспортным предприятием, имеющим в своем составе отлично оснащенную службу электрохозяйства, четыре депо, вагоноремонтный завод и другие службы.

Добавлено (24.02.2009, 18:17)
---------------------------------------------
А.Ф. Михайлик (Доцент)
 Харькову 300 Лет
 Харьковское Областное Издательство
 1958 Год
 109-110 Страница

Разрушенное немецко-фашистскими захватчиками Трамвайно - Троллейбусное хозяйство города полностью восстановлено и значительно расширено. Протяженность трамвайных линий к началу 1957 года достигла 157 километров.
 В послевоенные годы построены новые линии: Тракторный Завод - Плиточный Комбинат, Алексеевская, Залютинская, Салтовская и Журавлевская, линия на поселок имени Герцена.
 Больше чем вдвое за послевоенный период увеличилась протяженность троллейбусной трассы. Ведутся работы по проектированию дополнительных линий троллейбуса ХЭМЗ - ХТЗ, Парк - Лесопарк, Центр - Аэропорт и др.
 В недалеком будущем трамвайным и и троллейбусным движением будут соединены такие районы, как Основа, Красная Бавария. Пока эти районы и другие окраины связаны с центром города автобусным движением. В 1956 году построена троллейбусная линия по проспекту Ленина на Шатиловку. Начато строительство троллейбусных линий к Аэропорту и на Основу.

Добавлено (24.02.2009, 19:41)
---------------------------------------------
А.Ф. Михайлик (Доцент)
 Харькову 300 Лет
 Харьковское Областное Издательство
 1958 Год
 95 - 97 Страница

До 1882 года основным средством передвижения по городу был конный транспорт. Ежедневно устраивались торги на сдачу в аренду извозного промысла одному или нескольким подрядчикам-предпринимателям.
 В семидесятых годах прошлого столетия был выдвинут вопрос о строительстве в Харькове Конной Железной Дороги - Конки
 После длительных переговоров в 1882 году Харьковское Городское Управление заключило договор с французскими капиталистами Бонне и Отле о передаче им концессии на строительство и эксплуатацию конки. Этот договор, как и договор, составленный ранее на строительство водопровода, был весьма невыгодным и кабальным для города.
 Концессионерам предоставлялось право постройки конной железной дороги длиной 17,5 версты и эксплуатации ее на протяжении 42 лет. Конка должна была проходить по бывшей Екатеринославской улице и Старо-Московской (Ныне проспект Сталина) до Конной Площади и по другим улицам.
 Концессионеры получили исключительное право не только на строительство 17,5 версты конной железной дороги, но и право на строительство и эксплуатацию конки на протяжении всешл концессионного срока в таких направленях: от вокзала по Александровской улице, Рубановскому переулку, Мало-Гончаровской и Средне-Гончаровской улицам, по Конторской и Дмитриевской улицам, через Дмитриевский Мост по Тарасовской Леваде, Васильевскому и Романовскому переулкам, Екатеринославской, Карташевской, Колодезной, Заиковской и Молочной улицам до Конной площади, вокруг этой площади по Старо-Московской и Монастырской улицам, по Ветеринарной улице, до ветеринарного института, вокруг университетского сада по Ивановской улице через р. Лопань на Клочковский переулок и по Большой Панасовской и Кузинской улицам до железной дороги.

Добавлено (24.02.2009, 20:32)
---------------------------------------------
В 1886 году концессионеры Бонне и Отле перепродали на весьма выгодных условиях контракт на строительство в Харькове Конной Делезной Дороги Бельгийскому акционерному товариществу.
 В 1893 году Городское Управление получило разрешение на строительство новых трамвайных линий, но при условии, что они не будут пересекать линий, принадлежащих Бельгийскому товариществу, а управление не будет конкурировать с ним. Городское управление также не имело также право строить новые линии, которые примыкали бы к кольцевым остановкам конки - к вокзалу и Конной Площади.
 В течение многих лет продолжалась тяжба между управлением и концессионерами. Дело в том, что до установленного срока концессионеры закончили строительство линии, но длина ее была меньше предусмотренной договором; большая часть намеченных сооружений была сделана низкокачественно, эксплуатация конки производилась очень плохо.
 Когда в начале девяностых годов Городское управление вздумало построить в городе трамвай, концессионеры, исходя, конечно, только из интересов получения высоких прибылей, заявили категорический протест и обратились с жалобой в Петербург, в Министерство внтуренних дел. Министерство поддержало не Городское управление, а Бельгийское товарищество.
 Немного погодя концессионерам всё же пришлось сделать уступку и ''дать разрешение'' на устройство в Харькове трамвая. Его первые линии прошли в 1906 году по Петинской улице (ныне Плехановская), где не было конки. В 1909 году были проложены трамвайные линии по Клочковской и Панасовской улицам. В 1910 году производилось строительство трамвайной линии по Пушкинской улице, для чего было необходимо было пересечь линию по Старо-Московской улице. Концессионеры решительно противодействовали этому, призвав на помощь полицию и жандармерию. На стороне Городского управления выступили жители, которые буквално в рукопашном бою отстояли право на строительство трамвая.
 Концессионеры, потерпев поражение, снова обратились с жалобой в Петербург, откуда было получено на имя харьковского губернатора от исполняющего обязанности внутрених дел следующее распоряжение: '' По полученным сведениям, Харьковское городское управление производит работы по пересечению насильно линии трамвая (конки. - А.М.) Бельгийского товарищества харьковских трамваев. По распоряжению Министра внутренних дел соблаговолите, ваше привосходительство, срочно сообщить, насколько справедливы приведенные сведения.
 В случае нарушения городом фактического владения товарищества соблаговолите на точном основании законно принять меры для прекращения до решения суда необоснованных действий Городского управления ''.
 Неоднократные попытки Городского управления выкупить конку досрочно ничего не дали, так как концессионеры требовали от города 3 миллиона рублей, хотя всем было известно, что затраты на строительство конки не превышали 400 тысяч рублей.
 Таким образом, ''cлавная'' харьковская конка, которую жители города называли ''харьковскими кандалами'', просуществовала до 1918 года.
 Только Советская власть избавила город Харьков от концессионеров, а вместе с ними и от самой конки.

Название: Re: История
Отправлено: Yufit от 08 Июль 2009, 17:38:49
15 июля 2009 года будет десять лет, как по Московскому проспекту уже не ездят трамваи.

Название: Re: История
Отправлено: Yufit от 08 Июль 2009, 17:42:05
Название: Re: История
Отправлено: berkut от 09 Июль 2009, 08:51:23
Метро сделало своё-и трамвай стал ненужным на этом участке.
 В принципе,при желании градочайников можно расширить Московский прспект на одну полосу в обоих направлениях от ХЭМЗа до стадиона ХТЗ.
Название: Re: История
Отправлено: Nokia от 09 Июль 2009, 16:31:36
Нет нельзя там идут коммуникации в частности газопровод высокого давления и все проходит в близости проезжей части !!! а по середке пустота под полотно трамвая
Название: Re: История
Отправлено: Yufit от 09 Июль 2009, 18:00:38
А еще там настроили кучу автозаправок.
Название: Re: История
Отправлено: Saturn от 01 Август 2009, 19:55:09
Что меня поражало, когда я читал историю развития харьковского ГЭТ-а, что в те времена, с открытием новой трамвайной или троллейбусной ветки - отменялись АВТОБУСНЫЕ(!) маршруты так или иначе дублирующие их!..

Добавлено (01.08.2009, 22:55)
---------------------------------------------
И ещё вопрос: В хронике на сайте gortransport.kharkov.ua упоминается о конечной "Новые Дома" как "первое разворотное кольцо" и "второе разворотное кольцо". Второе было там где в последний раз заканчивалась 4-ка. А где первое было? или может я чтото не правильно понял?

Название: Re: История
Отправлено: Andrej_Butkovskyi от 02 Август 2009, 15:02:30
Quote (Saturn)
И ещё вопрос: В хронике на сайте gortransport.kharkov.ua упоминается о конечной "Новые Дома" как "первое разворотное кольцо" и "второе разворотное кольцо". Второе было там где в последний раз заканчивалась 4-ка. А где первое было? или может я чтото не правильно понял?

Все правильно. Вот тут и ответ: http://gortransport.kharkov.ua/forum....p=12012

Название: Re: История
Отправлено: Saturn от 02 Август 2009, 16:07:00
Спасибо большое:)
Название: Re: История
Отправлено: berkut от 03 Август 2009, 04:51:33
От знакомых узнал,да и на форуме ХТ собственно подтвердили,что в далёком Союзе до 1980 г.ходил 9й маршрут трамвая от Южного вокзала и на ХТЗ,а-ля ХЗЛ,через Лосевский путепровод.Собственно,с постройком линии метро трамвай стал нестабильным и линию демонтировали.Но на всех схемах эта линия есть!!
Название: Re: История
Отправлено: Saturn от 03 Август 2009, 10:10:53
раньше многие нынешние маршруты ходили далеко не так как сейчас ходят. единственный маршрут который пережил минимум изменений, это "1", если не ошибаюсь...
Название: Re: История
Отправлено: Директор от 07 Сентябрь 2009, 19:22:01
4-й маршрут можно и восстановить даже с продлением, от ЮМТа и далее до окружной ,как скоростной трамвай.И конечно если вытесняют трамвай с центра ,то на околицах города и ближнего пригорода необходимо развивать... А по поводу 16-го ,который ходил по Плехановской,то когда маршрут закрыли,рельсы от перекрестка Кирова с Плехановской до перекрестка Гагарина с Плехановской заасфальтировали...
Название: Re: История
Отправлено: Saturn от 09 Сентябрь 2009, 15:05:19
Quote (Директор)
рельсы от перекрестка Кирова с Плехановской до перекрестка Гагарина с Плехановской заасфальтировали...

 Похоронили заживо sad
Название: Re: История
Отправлено: Максимильян от 22 Сентябрь 2009, 14:38:20
Полистал сегодня книгу "Эстафета в надёжных руках" 1983 года об истории нынешнего предприятия ХКП ГЭТ. Так грустно, сколько сил было потрачено на развитие этого предприятия и трамвайного движения и какую тенденцию мы имеет сегодня.. sad
Название: Re: История
Отправлено: Yufit от 25 Декабрь 2009, 20:34:59
Заказ вагонов для новой трамвайной линии


 В последнем заседании городской трамвайной коммиссии были разсмотрены многочисленныя предложения различных солидных фирм по постройке трамвайных вагонов и электрическому их оборудованию. Все эти предложения были сделаны разсылкой городом известным фирмам условий заданий постройки будущих вагонов. При объяснениях с представителями фирм коммиссия остановилась на типе вагонов последней доставки, для новых линий городского электрическаго трамвая, добавив, однако, ряд улучшений, а именно: вводятся поперечныя скамейки во всех заказанных вагонах вместо продольных, удлинятются площадки и тем увеличивается число мест для стоящих пассажиров; соответственно с этим вводятся новыя тележки Беккера. Преимущество их устройства заключается в том, что оне позволяют лучше и легче поворачивать вагон на кривых. Кроме того, в новый тип вагонов вводятся техническия улучшения, устраняющия появление искр при сильном напряжении тока. Все эти условия вошли в обязательства фирм, принявших заказы. Фирмы также согласились на плату им стоимости заказов равномерно в 3 года, с начетом 6% за отсроченные платежи. По разсмотрении всех предложений, коммиссия решила заказать 20 моторных вагонов по 8,750 руб. московскому вагоностроительному заводу в Мытищах с электрическим оборудованием всеобщей компании электричества; 15 моторных вагонов по 8,450 руб. заводу «Двигатель» с оборудованием компании «Вестингауз»; 12 прицепных вагонов Николаевскому судостроительному заводу и 4 прицепных вагона заводу «Двигатель» по цене: 2,375 руб. за открытый вагон 2,470 руб. за полузакрытый. Сроки доставки всех 35 моторных вагонов и 16 прицепных обусловлены от мая до 1-го июля 1910 г. Все заказы на вагоны предназначены для 3 новых трамвайных линий, постройка которых начнется раннею весной наступающаго года, а открытие движения ожидается летом.

22.12.1909

Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 24 Ноябрь 2011, 07:04:28
А вообще есть фотографии бывшей конечной 4-го маршрута трамвая "Новые дома"?
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 24 Ноябрь 2011, 10:58:46
Сам ищу, хотя в 97м застал 4ый маршрут!)
 И катался на нем от силы раз 5(
 Школу прогуливал, 7 класс.
 Нo первый раз пoпал на него случайно - как сейчас пoмню - доехал на 6ке до ун-га "Харьков", вышел и что-то смотрю пoворачивает, одинoчка, двухдверная, нoмер вроде 275 (мoгу ошибаться, нo 27...- это точно), ну я пoдождал - и решил прокатиться.
 Впечатлений - масса!
 Пo выделенке, да еще и единственная линия что пoд путепроводом проходила, бульварная линия - романтика!
 Эх, жаль, не вернуть тот маршрут(((
Название: Re: История
Отправлено: kolos450 от 24 Ноябрь 2011, 22:56:14
Интереснее были бы фото трамваев на мосту (перед ним за ним ) через ж/д на сторону заводов в районе Индустриальной. Четвёрка не всегда одна там ходила. Была девятка Ж/Д - ХТЗ. "прыгали" через железку по мосту и дальше на ХТЗ. Разворотного круга четвёрки, где сейчас заправка не было. Я застал в детстве "разрезание" в связи со строительством на Салтовку. Ну и постройку кольца конечной 4-го.
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 25 Ноябрь 2011, 16:49:30
Я думал, что 4-ка разворачивалась посередине Московского проспекта, т.е. по центру. Как я понимаю, пути пресекали проспект и шли в сторону линии, где сейчас ходят 23 и 26 маршруты?
Название: Re: История
Отправлено: kolos450 от 25 Ноябрь 2011, 20:52:55
Да так. Мост над ж/д недавно силами ж/д полностью отремонтировали. По нему заходят/выходят в депо ТД-3.
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 26 Ноябрь 2011, 08:57:01
На сайте "Харьков транспортный" нашёл только две фотографии 4-ки: одна на конечной в Новосёловке (фото 1979 года), а вторая - около остановки "Универмаг "Харьков". Больше ничего нет. Хотелось бы найти фотографии 4-ки с Московского проспекта и с конечной "Новые дома".
Название: Re: История
Отправлено: Пограничник от 26 Ноябрь 2011, 09:14:26
Смысла в ликвидации 4-го трамвайного маршрута мне кажется не было - он бы и сейчас пользовался популярностью. В отличие от метро он шёл по центру Московского проспекта, ни кому не мешая, больше остановок, и как никак социальный вид транспорта - пенсионеры, студенты, школьники. Мне, кажется, удобнее чем метро. Зато теперь пустота по центру проспекта.
Название: Re: История
Отправлено: tatrug от 26 Ноябрь 2011, 10:31:33
Quote (Пограничник)
Смысла в ликвидации 4-го трамвайного маршрута мне кажется не было - он бы и сейчас пользовался популярностью.


 К сожалению эта линия так и не была доведена до ума:
 1. При строительстве Новых Домов её никуда не продлили на перпендикуляры, а также не сделали удобной - к ней не было подземных переходов. считалось, что к ней на смену пришло метро + густая сеть троллейбуса.
 2. В конце 1980-х горе-реконструторы обрезали от Восточной линии.
 3. В 1990-х она стала кандидатом №1 на демонтаж по аргументу ненужности.
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 26 Ноябрь 2011, 15:40:49
Т.е., эта линия была соединена с линией по которой ходят 23 и 2 6 маршруты? А зачем обрезали? И вообще, где была конечная 4-ки. Просто информация разная:на спутниковой карте показана там где сейчас заправка, то по центру проспекта, напротив дома № 235 или 238.
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 26 Ноябрь 2011, 20:27:44
Я как то высказал мнение что 1 линию метро надо было от ст Московский пр. развернуть на 28 район тогды бы трамвай хсохранился Особенно с учётом сегодн. работы заводов на проспекте. А 4 имела кольцо на ЮМТЕ А затем её продлили на Новые дома где был кру 4 6 16 19 21 тр. Посмотрите на википедии историю
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 27 Ноябрь 2011, 05:25:52
Quote (Пассажир)
Т.е., эта линия была соединена с линией по которой ходят 23 и 2 6 маршруты?

 Да, и даже примерно остановку ещё вагонам надо было до круга ехать. Если верить карте 80 года.
Название: Re: История
Отправлено: Пассажир от 27 Ноябрь 2011, 06:27:24
А как задать в поисковике - История маршрутов?
Название: Re: История
Отправлено: Пограничник от 27 Ноябрь 2011, 07:04:48
Я вообще люблю такой вид транспорта как трамвай. В Европе и Америке, Японии ему отдают предпочтение как основному городскому и пригородному виду транспорта. А у нас. Ничего плохо нет в том, что дублирует ветку метро. Ведь 4-ка дублировала только от ул. Морозова (и то не от самого начала, а от светофора, где разворот троллейбусов) до станции метро "Советской армии".
 Кстати, я прочитал, что до открытия линии на Залютино, разворотное кольцо было на Холодной Горе. Где именно? Часто бываю в Харькове и на Холодной горе (родственники живут) - не могу предположить где именно?
Название: Re: История
Отправлено: Saturn от 28 Декабрь 2011, 16:11:48
Quote (Пограничник)
не могу предположить где именно?

 Если не ошибаюсь, на его месте уже дома застроены. Конечная называлась "Холодногорская поликлиника", следует предположить, что кольцо было в районе перекрёстка с ул.Елизарова.
Название: Re: История
Отправлено: Saturn от 28 Декабрь 2011, 16:19:02
Кстати, вспомнил! Думаю будет интересно - на пл.Конституции есть Харьковский Автотранспортный Техникум (я там учился). Там, в отделе кадров на стене висит (по крайней мере висела) огромная карта Харькова. не знаю, каких она годов, но там ещё обозначена линия 4-го маршрута. с неё я и узнал, что, оказывается эта линия была соединена с линией 23-го и 26-го маршрутов:) Очень интересная подробная карта. Туда можно свободно зайти после 10.00, а сам отдел кадров (на первом этаже) нужно уже смотреть, когда он открыт.